Первый шаг в терапию: 7 фильмов и сериалов, в которых говорят о психологических травмах и синдромах без купюр
«Триггер», 2018 — настоящее время
Артем Стрелецкий – столичный психолог с экспериментальными методами работы. На своих приемах мужчина вводит пациентов в особое состояние, и транс тут совершенно ни при чем. Артем вскрывает самые потаенные триггеры людей, напоминая им о тяжелых травмах прошлого и заставляя проживать их заново. В этих острых эпизодах провокатор всячески пытается разрешить проблему человека раз и навсегда, что воспринимается остальными членами профессионального сообщества как издевательство и отсутствие этики. Омрачает положение героя и трагичный кейс из прошлого, из-за которого один из его клиентов покончил с собой. Вопреки этому практика Стрелецкого имеет большой успех, но, копаясь в чужих головах, он забывает о самом главном – собственных неразрешенных потрясениях, прогрессирующих с течением жизни.

«Метод», 2015 — настоящее время
История о следователе Родионе Меглине, предпочитающем распутывать кровавые преступления без помощи со стороны. На протяжении двух сезонов в его практике попадались самые отъявленные сумасшедшие, чьи мотивы может разгадать только тот, кто мыслит схожим образом. За спиной у детектива немало травм, но в продолжении сериала, недавно вышедшем на Кинопоиске, он пошел еще дальше: Меглин собрал целую команду маньяков с различными девиациями, которые содействуют сыщику в поимке таких же нестабильных индивидов. Каждый из них – настоящий атлас психических проблем: среди членов группы найдутся и люди с посттравматическим расстройством, и садисты, и те, кто творит зло ради эфемерной благой цели. Вместе они открывают охоту на действующих душегубов, параллельно стараясь разобраться в собственной темной стороне.

«Медиатор», 2021 — настоящее время
Пути психологов и следователей заставляют специалистов сталкиваться с самыми неожиданными трудностями. Однако герой этого сериала избрал еще более тяжелую работу: Андрей Павлов – профессиональный переговорщик, в чьих руках находятся жизни миллионов. Разговаривая с террористами и остальными опасными личностями, тот убеждает их решить проблему мирным путем и бросить оружие, способное навредить окружающим. Сам Андрей называет себя медиатором, однако под этим названием ловко скрывается слово «манипулятор»: с помощью психологических приемов он влияет на других, внушая правильные действия даже самым несговорчивым. Преступники – не единственные его клиенты, и за огромные гонорары Павлов спасает бизнесы и большие сделки, в которых не все стороны согласны на условия сразу. К каждому человеку он находит уникальный подход, и постоянная смена личностей не только убивает в мужчине веру в людей, но и заставляет терять себя самого.

«Отцы и дочери», 2014
Этот фильм представляет собой глубокое исследование психологических нарушений, вызванных внезапной потерей. Гибель матери в автомобильной аварии становится исходной точкой для развития посттравматического стрессового расстройства у обоих главных героев – маленькой дочери Кэти и ее отца Джейка Дэвиса. Мужчина – блестящий писатель, после трагедии получивший физические увечья, только усугубляющие его эмоциональное состояние. Он пытается справиться с всепоглощающим горем, виной и тревогой, одновременно беря ответственность за ребенка и борясь с припадками. Однажды Джейка забирают на лечение, и Кэти продолжает расти вдали от папы, постепенно разбираясь в собственной психике и мирясь с последствиями детской травмы. Но отсутствие мужского примера приводит к тому, что в зрелом возрасте у девушки развиваются многочисленные проблемы в личной жизни, а возможность искренне любить теперь кажется ей недоступной роскошью.

«Марта, Марси Мэй, Марлен», 2011
Религиозная травма нередко попадает в центр внимания режиссеров. «Марта, Марси Мэй, Марлен» – это история о тоталитарной секте, которая методично разрушила личность главной героини, оставив после себя серьезный отпечаток. По сюжету, Марта сбегает из закрытой общины и пытается восстановить связь с своей старшей сестрой Люси в «нормальном» мире. Манипуляции лидера сообщества привели к мании преследования, мучительным воспоминаниям и прогрессирующей паранойе, не дающей девушке снова начать обычную жизнь. Навязчивые флешбеки постоянно вторгаются в настоящее Марты, стирая грань между фантазией и реальностью, а ее повадки кажутся окружающим иррациональными и пугающими. Однако такая модель поведения – это единственное, к чему она привыкла. А исправить столь глубокие изменения бывает крайне сложно.

«Аврора», 2022
Черная комедия про нереализовавшиеся амбиции их влияние на психику. В центре сюжета – Саша Зорина, которая обрела успех на сцене еще в 9 лет благодаря участию в культовом фильме «Аврора». Однако дальше этого героиня не продвинулась, и вот ей уже 25, а в фильмографии так и сияет единственная строчка из детства. Теперь актриса-неудачница работает в колл-центре психологической помощи, периодически соглашаясь на второстепенные роли в неизвестных лентах. Кажется, что помощь нужна самой Александре: ее мечты постепенно рушатся, денег на аренду не хватает, и она узнает о собственной незапланированной беременности. Каждый день девушки полон неловких ситуаций и умопомрачительных событий, но та учится выходить из проблем, избегая серьезных последствий. А еще Зорина не чурается алкоголя, и именно злоупотребление спиртными напитками дарит и без того сломанной девушке жуткие провалы в памяти, удалившие из ее воспоминаний последние 4 недели жизни.

«Псих», 2020
Как известно, лечащим души тоже нужна помощь. Московский психотерапевт Олег – яркое тому подтверждение, ведь в последнее время он смотрит на собственных богатых клиентов с крайней неприязнью. Их глупые проблемы вызывают у мужчины тошноту и негодование – кого можно удивить неверными супругами, зависимостями и кризисом среднего возраста? Только вот причина поведения героя далеко не в том, что он выгорел от работы с людьми. Год назад у него без вести пропала жена, и кажется, что расследование ни на шаг не приближается к разгадке исчезновения. Постепенно сам Олег сходит с ума: становится раздражительным, требует от полиции ответов, а также разговаривает с секс-куклой, на месте которой представляет любимую супругу. Так сериал превращается в круговорот травм, и герой Константина Богомолова все сильнее погружается в пучину отчаяния, стараясь не терять надежд на возвращение избранницы.




